Главная

Приглашение

C.П. Дягилев

90-е годы

Новые проекты

Партнеры

Статьи

Творческие коллективы

Руководство

Контакты
Дягилевъ Центръ
Дягилев Центр - Россия, 90-е гг.
Н. Ананиашвили, А. Лиепа
Н. Ананиашвили, А. Лиепа N. Ananiashvili, A. Liepa

В ночь с 16 на 17 апреля 1990 года произошло событие, безусловно, памятное участникам, но практически не замеченное СМИ. Разве что в какой-то московской газете появилась крошечная заметка о пушечной стрельбе в три часа ночи около ресторана «Советский». В приглашениях он был нагло обозначен «Яръ». Это, как нетрудно догадаться, был салют, и проводился он в честь дня рождения Сергея Павловича Дягилева. Проводил «мероприятие» созданный незадолго до этого Дягилевъ Центръ.

Если быть точным, Дягилевъ Центръ был создан еще раньше, в 1989-м, и даже провел несколько культурных акций, но его официальным днем рождения стало 16 (или 17) апреля.

Нина Ананиашвили и Звезды мирового балета
Нина Ананиашвили и Звезды мирового балета
Nina Ananiashvili and World Ballet Stars

 

В последующие несколько лет нам удалось сделать немало, и мы не были обижены вниманием общественности. О наших культурных проектах много писали, нас часто показывали по телевидению. Мы получили немало грамот, призов и наград, на наши культурные акции приходили самые влиятельные люди России. На базе Дягилевъ Центра нашими бывшими сотрудниками созданы десятки фирм, работающих в сфере культуры, шоу-бизнеса, PR и рекламы. Можно назвать нашего первого руководителя пресс-службы и службы PR Тину Катаеву, руководителя пресс-службы Юрия Пищика, Настю Щербакову и других славных людей.

Сейчас я хочу впервые рассмотреть нашу деятельность, наши акции не с точки зрения эстетики или культурологии, тем более что эти специальности от меня далеки. Я попробую показать, что многие (не все, разумеется) наши акции могут быть названы приоритетными для России с точки зрения методов, которые сегодня мы относим к методам PR. Тогда мы это выражение не употребляли, как, впрочем, и все остальные. Первая переводная книга по PR (С.Блэка) появилась в конце 1990-го, и на нее мало кто обратил внимание. Помнится, что автор впервые говорил о PR в лекциях для нашей школы «Суперреферент», году в 1992-м, в курсе психологии управления, может быть, чуть раньше.

Был ли у нас PR или нет - судите сами. А если наши претензии на приоритет покажутся вам дерзкими, то у нас есть оправдания. Во-первых, все, о чем далее написано было. Во-вторых, все эти акции и их PR-сопровождение мы придумали сами, никому ни в СССР (России), ни за рубежом не подражая. Если же кто-то делал подобное раньше нас и лучше нас - мы рады за наших коллег по таинственному делу PR.

Мне представляется, что именно благодаря правильным методам PR Дягилевъ Центръ и стал одной из самых известных и «шумных» фирм Москвы. Доказательства: мы стали «Золотой фирмой года», в том же 1994-м фамилия президента центра была включена в список пятидесяти самых влиятельных бизнесменов России, она упоминалась в большинстве изданий по элите российского бизнеса, в книге "Who is Who" в России 1996 г., «Лица России», 1999 г. В 1994 году президент Дягилевъ Центра получил приз «Золотой шар» как лучший театральный продюсер России.

Эти доказательства приводятся не для похвальбы или рекламы. Более того, надо признать, что реальные масштабы дела и реальное влияние президента Дягилевъ Центра на российский бизнес не были столь велики: причина внимания к Дягилевъ Центру - правильно выстроенная система общественных связей - PR.

Из более чем 150 культурных акций разного масштаба, проведенных с 1989-го по 1996 год, выделим двенадцать наиболее значимых именно с точки зрения PR, используя знакомые нынешним специалистам термины.

1. 1989 год, 21 сентября. День «Московской Правды». Первый в СССР праздник массовой газеты. Одновременная работа на нескольких площадках, объединенная общей режиссурой. Нашим первым режиссером был Евгений Хорошевцев, постановщик замечательных культурных акций в России и за рубежом, «архивариус» «Старой квартиры».

Впервые для массовой акции применены рекламные перетяжки на улицах. Мы сами нашли ткань, сшили, определили длину, ширину, способы крепления. Дягилевъ Центръ многократно применял перетяжки в 1990-1991 и в последующие годы, когда это стало привычным.

2. 1990 год, 16 апреля. 118-летие со дня рождения С.П.Дягилева. Крупнейшая культурно-массовая акция года. Мы провели ее в ресторане «Советский», который в приглашениях, разумеется, был назван «Яръ». Большинству жителей Москвы, да и всей России, как помнит читатель, было не до того. Было приглашено более 400 гостей (народные артисты, известные писатели, художники, депутаты Верховного Совета), более 200 журналистов. Гостей встречали медведи, цыгане, ряженые. Тогда это было непривычным, да и в последующие годы мало кто устраивал такие праздники. Потом была пятичасовая концертная программа до середины ночи. Публикаций, кроме упомянутых, не было, такую задачу мы не ставили, но Дягилевъ Центръ за одну ночь стал известен почти всей московской творческой и политической элите. С этого вечера началось тесное, многолетнее сотрудничество с И.С.Козловским, Л.С.Кербелем, О.В.Лепешинской, Ю.М.Нагибиным, Е.Р.Симоновым, М.Л.Лавровским и другими выдающимися деятелями российской культуры.

3. 1991 год, 7 января. Рождество для журналистов. Приглашено более 60 ведущих журналистов, включая главных редакторов ведущих изданий и их заместителей. Девиз - «Не надо писать о Дягилевъ Центре - мы просто рады всех видеть!». После этого на все наши акции журналисты приходили без специальных приглашений. Кстати, за все годы существования Дягилевъ Центра из приблизительно 200 публикаций платных не было ни одной, что вполне соответствует идеальной концепции PR. Тогда автор познакомился с Александром Минкиным, который не преминул сказать: «Я заказные статьи не пишу!» Мы договорились, что он вообще не будет писать о Дягилевъ Центре. В январе 1993 года А.Минкин этот договор нарушил: после нашего спектакля в Мариинке он написал, может быть, лучшую статью о нас. Правда, без подписи, но… мастерство не скроешь.

4. 1991 год, февраль - март. Гастроли звезд американского балета. Первое в истории СССР проникновение частной организации в Кремлевский дворец съездов (информационный повод).

Без специальных усилий появилось много публикаций в прессе, показы по ТВ. Дягилевъ Центръ после этой масштабной акции стал известной организацией культуры, президента стали узнавать на улицах и в общественных местах, значительно упростились контакты с московскими чиновниками, руководителями Министерства культуры, администрации Президента. У нас появились зачатки собственной пресс-службы.

5. 1991 год, 4 апреля. Бенефис В.М.Чабукиани в Большом театре. Первая в истории СССР акция частной организации в Большом театре (информационный повод). Яростное сопротивление Ю.Григоровича преодолено письмом к Н.Губенко более 20 народных артистов СССР, охотно поддержавших Дягилевъ Центръ в проведении акции в честь великого танцовщика. К моему глубокому огорчению, оригинал письма с подписями Г.Улановой, И.Козловского, М.Рейзена, С.Рихтера потерян, осталась только ксерокопия. Несколько показов по ТВ, массовые отклики в прессе, большой резонанс в Грузии. Там помнят до сих пор.

6. 1991 год, август. Первый общесоюзный конкурс молодых скрипачей и пианистов им. С.П.Дягилева. Снова первый в СССР частный конкурс музыкантов такого уровня. Непривычное для подобных конкурсов внимание к оформлению сцены, постановке открытия, закрытия, заключительного концерта. Многие художественные и организационные находки стали применяться в других конкурсах. Широчайшее освещение на ТВ и в прессе. Работа собственной пресс-службы: пресс-релизы, буклеты, проспект, программа, выполненные в едином фирменном стиле. Перетяжки, воздушный шар с надписью «Дягилевъ Центръ» на пл. Маяковского.

Отметим первый из известных нам презентационный эскорт, выполненный на конкурсе слушательницами школы «Суперреферент», работающей при Дягилевъ Центре с 1989 года. С начала 90-х в школе читался курс PR, некоторые выпускницы стали профессионально заниматься им. Участие слушательниц школы стало непременным элементом фирменного стиля всех акций Дягилевъ Центра. После 1992-93 гг. в ухудшенном виде этот прием используется другими фирмами.

По свидетельству главного редактора журнала «Огонек» Л.Гущина, наш эскорт очень понравился Президенту России на праздновании юбилея журнала, в котором участвовал Дягилевъ Центръ.

7. 1992 год, март. Первый международный конкурс молодых артистов балета им. С.П.Дягилева. Первый частный балетный конкурс в России (и, кажется, последний). Все презентационные особенности предыдущего конкурса, но, естественно, на более высоком художественном уровне. Широчайшее освещение в российской и зарубежной прессе и на ТВ. Единый стиль и изысканное художественное оформление проспекта, программы, приглашений, афиш. Были завязаны личные контакты с руководителями балетных конкурсов Европы. Несколько лет шли приглашения на балетные конкурсы в Швейцарию, Францию, Италию.

8. 1992 год, июль. Национальный праздник Франции - День взятия Бастилии. Массовый праздник, проведенный совместно с посольством Франции и Обществом «Россия - Франция». Опыт массового праздника (более тысячи приглашенных) на ограниченном пространстве. Сочетание разнородных культурных акций. Снова широкое освещение в СМИ. Спецвыпуск газеты с выступлением посла Франции и президента Дягилевъ Центра. Специальные меры безопасности для культурных акций.

9. 1992 год, сентябрь. Выставка «100-летие франко-русского союза» под патронажем великой княгини Леониды. Великие княгини Леонида Георгиевна и глава Русского Императорского Дома Мария Владимировна присутствовали и на открытии. Первое предъявление публике уникальных архивных документов. Презентация выставки прошла в стиле времен 100-летней давности. Великие княгини ради посещения выставки нарушили официальную программу пребывания и пробыли на выставке более 2 часов. Слезы великой княгини Леониды, когда она впервые увидела детские рисунки покойного мужа, конечно, дороже любого эффекта PR.

Широкое освещение акции в российских и зарубежных СМИ без специальных усилий нашей пресс-службы - видимо, информационный повод был достаточно силен.

10. 1993 год, январь. Восстановление и показ в Мариинском и Большом театрах балетного спектакля «Возвращение Жар-птицы». Вершина деятельности Дягилевъ Центра. Инициатор и художественный руководитель проекта Андрис Лиепа. Первая в истории России частная антреприза на сценах императорских (академических) театров, причем сразу двух в течение одного месяца. Никогда в императорские театры не были допущены антрепризы Мамонтова, Морозова, Зимина, самого С.П.Дягилева. На спектаклях были виднейшие представители политической, художественной и финансовой элиты, проект получил широчайшее освещение в прессе и на ТВ. Два телефильма были сняты и показаны по телевидению без усилий с нашей стороны. Отклики в СМИ продолжались еще несколько лет.

11. 1994 год, апрель. Дарение спектакля «Возвращение Жар-птицы» Мариинскому театру. Первый в истории России случай дарения спектакля (сценография, костюмы, декорации, реквизит) Академическому театру. В те дни «Независимая Газета» писала: «Русские меценаты дарили картины, библиотеки, галереи. Балетов императорским театрам не дарили...» Присутствие на спектакле культурной и политической элиты Санкт-Петербурга. Широчайшее освещение в СМИ, длительные отзвуки в прессе.

12. 1994 год, май. Балетный концерт «Нина Ананиашвили и звезды мирового балета». На концерт пришли виднейшие представители политической и художественной элиты. Спонсор спектакля - один из крупных московских банков - завязал серьезные деловые контакты с самыми влиятельными представителями российской власти. Характерная деталь: многие высокопоставленные лица не были согласны идти на прием, организованный банком, пришлось переделать приглашения - они были от Дягилевъ Центра. К нам пришли.

К названным крупным акциям можно прибавить десятки художественных выставок, среди них первая в СССР выставка В.Зверева и В.Яковлева, первая в России (и последняя) частная археологическая выставка, которую открывал Президент Северной Осетии А.Галазов, организация Первого конгресса памяти А.Д.Сахарова, вечер памяти дягилевской балерины О.Спесивцевой, бенефис Сергея Юрского, премьера нашего первого фильма «Пустыня» в Доме кино, известные в Москве Дягилевские четверги, творческий вечер Илзе Лиепы.

Каждая наша акция продумывалась и включала приемы для наилучшего восприятия публикой: наш театр начинался даже не с вешалки, а с улицы. К концу 1991 года был сформирован фирменный стиль художественных и иных массовых акций, который включал стиль оформления сцены, зала, фойе и подъезда, презентационный эскорт, сценарий всего действия от прихода гостей до завершения приема и прощания. По общему признанию, на большинстве акций удавалось создавать определенную художественную и психологическую атмосферу.

К сожалению, концерт «Звезды мирового балета» (1994) был нашей последней крупномасштабной культурной акцией. Мы не угомонились - были и последующие, но уже менее звучные дела: выставки, аукционы, маленькие спектакли. Более скромным (поневоле) стало и PR-сопровождение.

Потом главными делами автора стала политика (участие в избирательной кампании Г.Явлинского и других избирательных кампаниях) и... попытка осмысления того, что же мы натворили за 5 лет.

Так вот, анализируя свое личное участие в делах Дягилевъ Центра, автор (президент Дягилевъ Центра) все больше приходит к мысли, что его личным вкладом (кроме доставания денег) была не столько художественная сторона культурных проектов - этим занимались наш художественный руководитель, народная артистка СССР Ольга Владимировна Лепешинская, главный режиссер, заслуженный артист России Владимир Пасынков, заслуженный артист России Андрис Лиепа и другие замечательные люди искусства. Моим делом было достижение наибольшего социального и политического эффекта, повышение престижа, деловой (в нашем случае и художественной) репутации нашей организации - Дягилевъ Центра. Не могу не назвать моих друзей и соратников в этом деле: Алексея Бедерова, Игоря Десятникова, Инну Тустановскую, Алексея Стычкина, Андрея Федотова.

Это был первый вывод, и сегодня он кажется мне не вполне точным. На самом деле это был PR Сергея Павловича Дягилева, выдающейся и, безусловно, уникальной фигуры русской и мировой культуры. 31 марта (с.ст.) ему исполнилось бы 127 лет. До нас С.П.Дягилева знали немногие представители гуманитарной интеллигенции, после десятка наших акций, статей, фильмов, выставок о нем узнали сотни тысяч граждан. Может быть, и больше. По признанию художественной общественности, именно в этом состоял главный эффект деятельности Дягилевъ Центра.

Последующие годы работы в политическом пиаре привели меня к грустной и кощунственной мысли: хороший клиент - это мертвый клиент. Дягилев не мешал нам возвышать его образ, поэтому наша деятельность была успешной. Современные живые (к счастью, конечно) политики... Ох, уж эти современные политики! Дальше может дописать любой из моих коллег по таинственному делу политических технологий и политического пиара.

Сегодня я уверен, что мой личный вклад в общее дело Дягилевъ Центра и есть то, что сейчас называют PR (или пиар). Возможно, это продолжение моей давней и многолетней работы по теории и методам пропаганды на кафедре Академии Общественных Наук и психологии управления на одноименной кафедре Академии Народного Хозяйства. А может быть, это одно и то же.

Выходя за пределы темы, осмелюсь высказать мысль, что эффективная система PR сегодняшнего дня в России должна быть сплавом российских (и советских) традиций, умело освоенного западного опыта и глубокого анализа реалий современной жизни, которая не имеет аналогов ни в истории, ни на карте современного мира. Мы интуитивно начали так работать в Дягилевъ Центре. Развитие этой темы - главная цель учрежденного Дягилевъ Центром Независимого Института Политических Технологий (НИПТ). Но это уже другая история.

1999 год

В 2000 году на базе НИПТ была создана Русская школа PR. Через несколько лет она вошла в десятку российских PR-агентств. По одному из престижных рейтингов 2004 года Русская школа PR заняла 6 место среди российских PR-агентств в области политического PR и 18 место – в корпоративном. Мы выиграли несколько избирательных кампаний, выпустили около 20 книг по PR.

В 2004 году Русская школа PR – «дитя» Дягилевъ Центра – решила вернуть к жизни родителя.

Весной 2005 года был зарегистрирован Международный Благотворительный Фонд Дягилевъ Центръ. Возрожденный Дягилевъ Центръ собрался продолжать не только дело Дягилева, как его предшественник, но и дело Дягилевъ Центра. Эта брошюра прежде всего о возрождении Дягилевъ Центра. Сегодня главным делом Дягилевъ Центра стало создание Гуманитарного Института им. С.П.Дягилева. См. раздел 9.

09.06
Ю.Л.

Сайт управляется системой uCoz