Итак, журнал о культуре Серебряного века появился. Почему его никто не сделал до нас – не понятно. Почему мы не сделали его раньше – тоже загадка.
Загадка явно не последняя. Мы говорили о намечавшемся журнале сотням людей, и никто, буквально ни один, не переспросил о чем журнал. Что, так понятно словосочетание «культура Серебряного века»? А сам Серебряный век?
Никто не знает точно, когда начался Серебряный век, когда он закончился. Вопросов не было возможно потому, что интуитивно многие понимают, что такое Серебряный век, но далеко не все могут это понятие объяснить. Не исключено, что 10 человек дадут 10 разных объяснений. Нас то, как издателей, радовало другое – все, кому рассказали единодушно выражали одобрение или восторг. Неужели, Господи, это наши читатели, а вдруг – подписчики?
Надо признать, Серебряный век – красивый миф общественного сознания. Миф всегда многозначен, и каждый понимает его по своему. Само принятие мифа означает приобщение к некой ценности, к определенному кругу. Сказать: «Ах! Как я люблю Серебряный век», – для определенного круга это нормально и приемлемо. «Не люблю» – почти неприлично. Этого высказывания вслух нам слышать не приходилось.
Когда Серебряный век существовал и творился, его создатели и герои не задумывались над тем, как назвать время, в котором они живут. Времена, как известно, не выбирают. И не называют. Мы ведь тоже до поры не стремились дать название времени нашего пребывания на этом свете. Сталинская эпоха стала эпохой культа личности уже после смерти Сталина. Только после смещения Хрущева оказалось, что это был период оттепели и волюнтаризма. Время от смещения Хрущева до смерти Черненко было названо эпохой застоя. Последующий период назвали перестройкой, затем наступила постперестройка. Сейчас мы с натугой пытаемся обозвать время, в котором мы живем. Ну и что? Легче жить оттого, что для нашего времени придумано название? Или еще не придумано?
Известно, что выражение «Серебряный век» заимствовано из «Метаморфоз» Овидия. В прологе к поэме «Четыре века», Овидий рассказывает о четырех стадиях в жизни человечества: Золотом, Серебряном, Медном и Железном веках. Самым счастливым и беззаботным был, разумеется, Золотой век. Был ли он на самом деле – неизвестно.
Сами участники Серебряного века, расцветшего, но загубленного российского Ренессанса сознавали, что живут в пору культурного и духовного возрождения.
Считалось, что первым ввел в обиход этот термин Николай Бердяев. Разумеется, уже после Октября. Правда, документальных подтверждений, что именно Бердяев, не найдено. Сегодня авторство приписывается либо Николаю Оцупу, либо Иванову-Разумнику. В этом вопросе покопаемся.
Серебряный век не может быть связан с именем какого-то одного или, скажем, двух-трех писателей, художников, композиторов. Велик соблазн выбрать главную фигуру, но это будет несправедливо по отношению к остальным. События, характеризующие Серебряный век, почти одновременно происходили и в литературе, и в изобразительном искусстве и архитектуре, театре, музыке, в сфере общественной мысли. Творцов объединяло то, что они осознавали свое время как особое, выходящее за рамки того, что было прежде. Именно в эту эпоху резко изменилось представление о долге художника, о том, как соотносятся творчество и личная жизнь.
Пушкин мог разделять личную жизнь, достаточно безалаберную, и служение музам. Помните: «Пока не требует поэта // К священной жертве Апполон». Для художника
Серебряного века это совершенно немыслимо. Он отвечает своей жизнью за творчество, а творчеством – за свою жизнь. Между этими понятиями нет непроницаемой стены, скорее напротив – художник превращает свою жизнь в такое же произведение искусства, как то, что выходит из-под его пера, кисти и т.д.
Для оценки идейной и психологической атмосферы времени важно понять, что Серебряный век рождался в эпоху сильных социальных разочарований. Это относится и к позитивистской и материалистической идеологии и художественной практике второй половины XIX столетия. Технический прогресс не принес ожидаемого прогресса в отношения между людьми.
Разочарование это свойственно не одной лишь русской культуре. Напротив, оно берет свое начало в Западной Европе, где технический прогресс был на несколько порядков выше, чем в России. Отличительная особенность Серебряного века в том и состоит, что это единственная, пожалуй, эпоха, когда русская художественная культура развивалась в одном русле с европейской. Началось, как водится, с усвоения некоторых новаций, появившихся на Западе. Развитию философии и эстетики дали толчок работы Шопенгауэра и Ницше. В литературе бесспорно влияние Бодлера, Рембо, Верлена, Уайльда, Метерлинка и Верхарна. Из художников это – Бердслей, меньшее — французские импрессионисты.
Да, влияние Запада было. Но в то замечательное время русская художественная культура обладала настолько могучим потенциалом, что она, усвоив зарубежные новинки и, как водится, приспособив их к местным условиям, во многом пошла дальше. А уж в балете (С.Дягилев) – дальше всех.
Как же подобное могло произойти в России, которая все же отставала от Запада в развитии производства и в технической оснащенности?
Прежде всего, это отставание на рубеже XIX-XX веков не было всеобщим. Россия была на подъеме, кое в чем она даже опережала Запад. В конце XIX века здесь уже возникли крупные капиталистические предприятия. В самой передовой отрасли технической науки, в авиастроении, Россия к началу Первой мировой войны вдруг оказалась впереди планеты всей. Игорь Сикорский, бесспорно, был самым смелым авиаконструктором того времени, а созданный им тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» вообще не имел аналогов мире. Эта приятная традиция по малопонятным причинам сохранилась до наших времен: и сегодня полуразрушенный ВПК продолжает делать лучшие в мире боевые самолеты.
Более того, уровень духовного развития общества, по меньшей мере верхних его слоев, опережал уровень технического развития. Сегодня к нам вернулись имена великих отечественных философов, социологов, психологов. Их работы будут отражены в нашем журнале. Почти национальной чертой стало меценатство в конце XIX столетия. Купцы и заводчики третьего поколения уже ограничивались одной лишь коммерческой деятельностью. Душа жаждала чего-то высокого. Внуки крепостных резко выламывались из своей среды. Это был процесс противоречивый, в чем-то трагический. Западные «спонсоры» тогда только редко проклевывались. Не без влияния Дягилева.
Сколько длился Серебряный век? Одни считают, что эта эпоха, длиною от силы в четверть века, простирается между временем Александра III и семнадцатым годом XX столетия.
Пытаются вести отсчет с пушкинской речи Достоевского. Надо сказать, что Достоевский оказал огромное влияние как на идеологию Серебряного века, так и на его поэтику. До сих пор не осмысленный вполне афоризм Достоевского «красота спасет мир» вполне мог лечь в основу эстетических исканий 1890-х годов. Возможно вовсе не в том значении, которое вкладывал в него сам Федор Михайлович. А в декадентском: мир спасет только красота. Нравственность не учитывалась.
Так что начало можно определить довольно точно: плюс-минус пять-десять лет. В данном случае допуск не такой большой. Для издателя большой соблазн ограничить Серебряный век годами деятельности Дягилева. То есть серединой 90-х годов XIX века и годом смерти Дягилева (1929). С нами согласны не все.
И вообще, определить, когда кончилась эпоха гораздо сложнее.
Проще всего приурочить ее финал к Октябрьскому перевороту. Пришли те самые грядущие гунны, которых так трогательно приветствовал еще в 1905-м Валерий Брюсов (Во всем неповинны, как дети), и, согласно указаниям поэта принялись творить «мерзость во храме».
Некоторые считают: никакого Серебряного века после Октябрьского переворота не было. Но, безусловно, в двадцатые годы еще продолжалась культурная инерция. Могучая волна Серебряного века еще двигалась некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Еще живы были поэты, писатели, художники, философы, композиторы, творчеством и трудом которых был создан Серебряный век. Но сама эпоха, как единство, кончилась. Остались в пейзаже без атмосферы творческие индивидуальности – каждый в отдельной клетке своего творчества. В нашем архиве есть объявления Мира Искусства от 1922 года. По мнению многих Серебряный век оборвался, когда прозвучал выстрел, сразивший Гумилева.
Можно назвать еще одну точную дату гибели Серебряного века. Август 1921-го. Смерть Александра Блока. На его похоронах говорят о том, что арестован Николай Гумилев. Самые смелые (или наивные) пишут письмо в защиту Гумилева. Большевистские власти — во главе Петрограда тогда стоял Григорий Зиновьев, один из самых кровавых и жестоких вождей красных, не отвечают. Как и на заступничество Горького.
При жизни Блок и Гумилев находились в очень непростых отношениях. Когда Гумилев при нем заявил, будто писание стихов — легкое и приятное занятие, Блок иронически возразил: «Н-да... Не за это ли убили Пушкина и Лермонтова?» Для Гумилева, стремившегося к простоте и ясности, поэзия Блока была чем-то непонятным и надуманным. Да и люди были слишком разные.
Но они оба были крупнейшими русскими поэтами Серебряного века. И ушли из жизни одновременно. Пока они жили, сохранялась культурная традиция. Оба в последние годы усиленно занимались просветительской деятельностью, словно стараясь сохранить культуру в эпоху повальной разрухи.
Но если август 1921-го подводит черту под Серебряным веком, останется много вопросов, на которые сразу не дать ответа. А куда отнести тех писателей и поэтов, которые уехали в эмиграцию? Или остались в России, во «внутренней эмиграции»?
Марину Цветаеву, вернувшуюся на свое несчастье в СССР, мы уж точно считаем поэтом Серебряного века. Анна Ахматова пережила многочисленные аресты сына, изощренную травлю сталинских «искусствоведов», прожила до 1965 года. Может быть, с ее смертью закончился Серебряный век? Но еще жил ее ученик Иосиф Бродский. Он-то, точно из Серебряного века. А знаменитый Пьеро Серебряного века Александр Вертинский? Он прямо оттуда ненадолго шагнул в нашу повседневную жизнь.
А как быть с Дягилевым? Как я уже сказал, для нас по понятным обстоятельствам он – главное воплощение Серебряного века! Куда отнести Русские сезоны (1909-1929)? Спорить и доказывать это здесь мы не будем. Доказательством будет наш журнал.
Мы смотрим на Серебряный век как на пассионарный взлет русской культуры, загадочный и непонятный до конца. Как освещенное божественным светом пространство. Мы в журнале «Дягилевъ» хотим показать его нашим современникам. Мы хотим его понять. Не сами, конечно, а вместе с теми, кому время близко и дорого. Мы хотим почувствовать свет, приходящий к нам, услышать эхо Серебряного века. Это и будет осуществлением нашего лозунга о восстановлении связи времен.
15.04.07